До своей мобилизации Святой работал ветеринаром под Красноярском. Ныне он заместитель командира роты снайперов и один из самых результативных стрелков своего соединения. Прошел долгий и сложный путь от рядового до гвардии лейтенанта. Корреспондент "РГ" узнал у него, как снайперы устраивают засады на дроны, какое оружие используют и чем опасна встреча с Бабой-ягой.
- Почему - Святой? Верующий? - интересуюсь в начале нашего разговора у своего собеседника.
- Такой позывной с самого начала мне дал командир моего взвода, - отвечает Святой. - Так и прилепилось. Ну а неверующих здесь вообще нет. Что касается лично меня… Как ты думаешь, если рядом с тобой в землю прилетят один за другим шесть минометных снарядов, каждый из которых может разорвать человека в клочья, и не один из них не взорвется, ты останешься после этого атеистом?
- Ни одного. Воюю с самого начала мобилизации.
Самого себя Святой в шутку называет охотником за нечистью. И вот почему. Если раньше для снайперов основной целью была живая сила противника, то сейчас же приходится бороться и с Бабой-ягой - большим гексакоптером, используемым для сбросов тяжелых боеприпасов, а также более мелкими "бесами" - FPV-шками и "Мавиками". Именно они мешают продвижению вглубь Сумской области наших штурмовиков. А значит небо должно быть зачищено от нечистой силы.
- Парням пришлось переучиваться, но они все схватывают буквально на лету. На днях в течение получаса два гексакоптера подстрелили, - рассказывает замкомроты.
Уходя на боевую задачу, бойцы тщательно собирают рюкзаки, готовят одежду. Сверху одевают маскировочный халат "Леший" с противодроновым покрытием, благодаря которому их не видят даже тепловизоры. Учитывая то, что ночевать приходится в лесу, с собой берут влагозащитный костюм от дождя, спальник, туристический коврик. В холода обязательно используют термобелье. На первое время в рюкзак кладут еду и воду. Ну и, конечно же, самое главное - оружие и боекомплект. Это минимальный набор.
Работа снайперской группы начинается с разведки местности. Передвигаются скрытно, на определенной дистанции друг от друга. Самую большую опасность в незнакомых местах представляют различные типы мин. Если все чисто, снайперская группа доходит до переднего края и занимает позицию.
Работают в парах. Из оружия у одного, как правило, с собой так называемый "болтовик", работающий одиночными выстрелами, обычно это хорошо зарекомендовавший себя "Орсис", а у другого - автоматическая СВД. Если коптер завис - стреляют из "Орсиса", если в движении - из СВД.
- Пробовали применять против беспилотников крупнокалиберные винтовки, которые обычно состоят на вооружении группы тяжелых снайперов. При стрельбе они оказались довольно эффективны, но вот совершенно не практичны конкретно в нашей работе: из-за своего веса и размера их тяжело нести многие километры и сложно замаскировать на позиции, - признается Святой.
Также снайперы используют портативную метеостанцию, которая показывает силу и направление ветра, влажность и давление. К погодным условиям добавляется калибр, тип патрона и марка оружия. Все эти параметры вводятся в баллистический калькулятор, по расчетам которого настраивается прицел и производится выстрел. Но не обязательно все это делается ради выстрела. Часто, если обнаружили противника на земле, снайпер наводит на цель минометы и артиллерию.
Стрелки занимают позицию перед наступлением темноты. По словам снайпера, при "охоте на ведьм" важна маскировка: благодаря "Лешему" они сливаются с листвой деревьев, а все оружие оборудовано пламегасителями закрытого типа.
- Бывает, что наши пары снайперов уходят на несколько дней, - отмечает Святой. - Но на такой срок провизию на себе не унесешь. И тут на помощь приходят дроны, с которых мы сбрасываем на позиции бойцам и еду, и воду, и - при необходимости - боеприпасы. Другой вариант - схрон недалеко от места нашей "лежки". Туда все необходимое доставляется "курьером" и там оставляется, чтобы не светить нашу позицию.
Работают снайперы в связке со службой БПЛА. Дрон-разведчик передает стрелку сведения о перемещениях вражеского беспилотника, и стрелок уже готов к встрече с гигантским коптером.
- Какие требования предъявляются к кандидату в снайперы, и какой существует отбор?
- Во-первых, это хорошее зрение. Это понятно. Во-вторых, все кандидаты должны быть молодые и крепкие. Потому что бойцу предстоит добираться до позиции, неся на себе рюкзак, бронежилет и оружие общим весом до 50 килограммов. В-третьих, азарт к стрельбе, горячее желание учиться на снайпера, постигать чего-то новое в этой профессии, постоянно совершенствоваться. Иногда мне достаточно одного собеседования с человеком, чтобы понять, выйдет из него хороший снайпер или нет. Если человек на гражданке был охотником, а таковых много среди народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока, то, как правило, он уже готовый стрелок.
Разумеется, при отборе кроме молодости приветствуется и опыт, и не только охотничий. Опыт горячих точек. Поэтому в подразделении воюют люди разновозрастные - от 20 до 45 лет. Но конфликта поколений нет. Все дружны между собой, потому что каждый понимает, что это коллективная работа и его жизнь зависит от товарища. Каждый уничтоженный дрон - это потенциально спасенный боец.
Со временем из-за специфики работы зрение у снайперов садится. Стрелкам часто и подолгу приходится смотреть в яркие приборы тепловизора. Из-за постоянного напряжения глаза устают и острота теряется. И тут на помощь приходят очки. Впрочем, даже они обычно не нужны, потому что у винтовок очень мощная оптика, которая сама по себе способна провести корректировку зрения.
Есть у подразделения и свои рекорды: за день были уничтожены три Бабы-яги и 17 FPV-дронов. Разумеется, охота на "птиц" подразумевает изменение техники выстрела. Теперь в отличие от стрельбы по живой силе снайперу приходится держать винтовку стволом вверх, как зенитчику. Для того чтобы было сподручней и точней, наши стрелки используют так называемые триподы - три палки, связанные друг с другом в верхней части, наподобие штатива для видеокамеры. Дешево и сердито.
Святой отмечает, что снайперская школа наша и врага одна и та же, поэтому говорить о том, за кем первенство в этой узкой специальности, не приходится. Здесь паритет. Однажды парни нашли в украинском блиндаже недавно переизданный в киевской типографии советский учебник по снайперскому делу. Именно по такому же учебнику учат и снайперов российской армии.
Святой работает со старой доброй СВД - самым надежным инструментом, как он считает. Эта винтовка никогда не подводила. На его счету десятки сбитых беспилотников. Самый близкий контакт с противником у Святого был, когда брали поселок Журавку в Сумской области. Выйдя из-за угла дома, он вдруг увидел идущего прямо на него автоматчика ВСУ - тот был буквально в 30 метрах. Вскинул винтовку и выстрелил первый, потому и жив остался. А вот самое дальнее поражение цели у него было за километр.
Как он из рядовых дослужился до офицера? Хотя в его сельскохозяйственном институте и не было военной кафедры, но само наличие высшего образования дает преимущество. Ну и, конечно же, хорошо показал себя в боях. А их было много - с осени 2022-го. Плюс госнаграда - медаль Суворова, после получения которой год назад на его погоны и упали лейтенантские звезды. Святой очень гордится этим обстоятельством. Русский офицер - это звучит гордо! Сейчас в нашей армии, как и в Великую Отечественную, самое распространенное звание - лейтенант.
После СВО Святой мечтает попробовать себя в стрелковом спорте, чтобы не потерять и развить те навыки, которые он приобрел на фронте. У него появился азарт, и останавливаться он не намерен.
- Мне важен сам процесс, а не медали, - говорит о своих планах на гражданке снайпер и, улыбнувшись, добавляет. - Ну а если по ходу дела удастся стать чемпионом России, а может быть и Олимпийских игр, - тоже неплохо.